пятница, 1 января 2016 г.

Нефтяной калейдоскоп №90



Есть ли выход из лабиринта?

Тематика нефти и энергии в мировых СМИ похожа на поле боя информационной войны, где одна сторона имеет колоссальное (в миллионы раз) преимущество, и вроде бы полностью контролирует ситуацию на шахматной доске. Но как и в шахматах, в информационной войне один ход может изменить ход партии, и противник имеющий подавляющее преимущество, может получить нежданный мат.
Сегодня, каждый, кто читает газеты, смотрит телевизор или слушает радио, знает, что мир ожидают светлые времена, в мире избыток дешевой энергии нефти, угля и газа, а в ближайшем будущем мы все будем пользоваться плодами “зеленой” энергетики, которая навечно обеспечит человечество дешевой энергией. А у того, кто сомневается в этом, наверняка что то не так с мозгами, раз он не в состоянии видеть очевидные вещи. С счастью, умных людей на планете становиться с каждым днем все больше, а количество людей со странными идеями остается на одном и том же уровне (одна тысяча на всей планете), что в общем то и доказывает их ущербность, изолированность и неправоту.
Если рассмотреть идеи сектантов/алармистов, то они утверждают, что запасы нефти и газа тают на глазах (это при падающих ценах на нефть и при великой сланцевой революции), “зеленая” энергетика не в состоянии обеспечить человечество и что человечество попало в лабиринт, выхода из которого не видно, лабиринт исключительно сложный, а у человечества есть лишь одна или две попытки найти выход, после чего все выходы будут закрыты (не факт, что они для большинства человечества есть вообще).
Раз уж мы упомянули “зеленую” энергетику и сланец, рассматриваемые большинством людей как гарантированный выход из лабиринта, давайте начнем них.

Самое большое банкротство

Абенгоа (Abengoa) - это слово вообще ничего не говорит читателю. Вы найдете очень мало информации об этой компании в мировых СМИ. Мировые СМИ это имя просто не упоминают. Не упоминают по одной простой, но очень важной причине - это слово означает, что один из двух “зеленых” выходов из лабиринта оказался закрыт.
26 ноября 2015 года, за 4 дня до начала великой климатической конференции в Париже (все 40 тысяч!!! делегатов которой ратовали за “зеленую” энергетику), в Испании началась процедура самого большого банкротства за всю историю страны. А если кто не в курсе, то в Испании история банкротства крупнейших компаний прямо скажем выдающаяся - недавно, у нас на глазах взял да и умер строительный сектор страны, так что банкротствами гигантских и супер надежных компаний там никого не удивишь.
Однако обанкротилась не строительная компания и не банк, крупнейшая в мире компания по производству “зеленой” электроэнергии. Компания должна банкам более 20 миллиардов евро, а сколько потеряли владельцы “зеленых” акций, страшно даже назвать - акции компании недавно стоили 23,4 евро, а сегодня продаются за 0,41 евро. В компании работало 26 тысяч человек, и до 200 тысяч работали в компаниях контакторах.
Поскольку процедура банкротства началась прямо перед началом великой парижской конференции по климату, то новость мировые СМИ решили похоронить и как решили так и сделали - о новости знает лишь кучка странных алармистов, у просвещенной части человечества мысли заняты другими проблемами.
У алармистов есть два вопроса по банкротству:
  1. Абангоа не просто компания, а “избранная”. Её проектами занимался лично президент Обама, который является большим другом “зеленой” энергетики, правительство США гарантировало кредиты для Абангоа, давало ей заказы. Покровительство правительства США и безоговорочная информационная поддержка мировыми СМИ “революционной” Абангоа ввели в заблуждение инвесторов во всем мире, которые потеряли до 100 миллиардов долларов на проекте который вроде бы вел в светлое будущее, но как выясняется оказался не просто тупиком, а “секретным” для подавляющего числа жителей планеты тупиком. Абангоа имела все для успеха - ученых, неограниченные финансовые ресурсы, рабочую силу, производственные мощности, исключительное для солнечной энергетики расположение (в Испании очень велико количество солнечных дней в году) и тем не менее компания оказалось несостоятельной. Вопрос - как другие рядовые бойцы “зеленой” революции в энергетике (без сотен миллиардов долларов денег от инвесторов и банков и без покровительства президента США) смогут обеспечить мир энергией, если компания которая имела все, не смогла не только обеспечить мир энергией, она не смогла обеспечить даже свое выживание, находясь в тепличных условиях???
  2. Второй вопрос более серьезный и совершенно неразрешимый. Абангоа существовала в тепличных условиях не только в финансовом смысле, а еще и в смысле насыщенности мира энергией. Компании были доступны ресурсы - сталь, кремний, медь, транспорт, бензин, и другие, которые легкодоступны в мире где есть нефть. В мире где нефти скоро не будет (крамольная алармистская мысль), “зеленым” компаниям необходимо будет обеспечить выплавку стали, добычу медной руды, транспорт и питание для рабочих используя лишь “зеленую” энергию. Как они собираются это делать, если они не в состоянии выжить сегодня, когда нефть все еще есть в свободной продаже???

Лемех и сланец

Еще одним полем боя энергетической информационной войны является так называемая “великая сланцевая революция”. Каждый на планете (за исключением кучки алармистов) знает, что “великая сланцевая революция” превратила США в великую энергетическую державу.В сети огромное количество информации об успехах революции, в США даже был создана специальная организация с бюджетом в 55 миллионов долларов, одной из задач которой является защита образа “великой сланцевой революции” в сети, и если вы зайдете на какое либо обсуждение темы связанной с “великой сланцевой революцией” то из тысячи обсуждающих, 999 будут, так называемые, защитники сланцевой веры, которые будут много говорить о революции, но не скажут ничего по существу.
У “великой сланцевой революции” была забытая всеми мать - проект Лемех (Plowshare). Прошло 50 лет, но в сети сохранился интереснейший правительственный документ (pdf) - введение из доклада (засекреченного) по программе Лемех.
Проект Лемех - это программа использования ядерных взрывов в мирных целях. Большая часть планируемых ядерных взрывов должна была быть произведена в интересах добычи газа и нефти - ядерный фракинг. Проект был закрыт по двум причинам - радиоактивность и (внимание) низкий EROI.
Смотрим страницу семь - “By 1974, approximately 82 million dollars had been invested in the nuclear gas stimulation technology program (i.e., nuclear tests GASBUGGY, RULISON, and RIO BLANCO). It was estimated that even after 25 years of gas production of all the natural gas deemed recoverable, that only 15 to 40 percent of the investment could be recovered. “
Доклад сообщает, что только от 15 до 40 процентов вложенных средств (читаем энергии) будет получено назад в течении 25 лет эксплуатации.
То есть ориентировочно (могут быть споры о деталях, но они принципиально не влияют на цифру, которая ниже единицы) ЕROI ядерного фракинга, равен 0,15 - 0,40, что означает, что вложив семь единиц энергии, на выходе вы получите только от одной до трех.
Давайте запомним следующие цифры - Gusbuggy = 29 килотонн или 18 тысяч бочек, Rulison = 40 килотонн или 25 тысяч бочек, Rio Blanco = 33 килотонны 21 тысяча бочек нефти.
Ну а теперь, зная EROI предшественника “великой сланцевой революции” давайте попробуем оценить EROI того, на что человечество возлагает столько надежд.
Для начала необходимо узнать сколько же сланцевых скважин пробурили в США? Ответ найти довольно непросто - министерство энергетики США перестало публиковать статистику с 2011-го.
Приблизительное количество 2011-2015 - примерно 100 тысяч.
Добыча нефти в США 2008 - 5 миллионов бочек в день (начало “сланцевой революции”)
Добыча нефти в США в 2014 - 8,7 миллиона бочек в день (цифры взяты с графика отсюда).
То есть сланцевая скважина дает в среднем около 40 бочек нефти в день.
Мы конечно держим в уме, что скважина в Саудовской Аравии когда то давала 50 тысяч бочек нефти в день.
Вы только представьте себе, что вы когда то зарабатывали 50 тысяч рублей в день, а сейчас доходы упали до 40 рублей в день, а работать приходиться больше. Это революционное изменение, дорога в светлое будущее или это большая ж…???
Почему работать приходиться больше? Потому, что кроме обычного бурения необходимо, как в проекте Лемех, взорвать атомную бомбу, чтобы инициировать выход нефти.
Спросите в сети у любого муллы сланцевого талибана, что нужно для фракинга, и сколько, и мулла непременно обзовет вас сумасшедшим алармистом и моментально выйдет из сети.
Чем вообще заменили ядерный заряд? Ответ простой - дизелем. Сколько нужно дизеля для фракинга? Ответ простой и запоминающийся - 1 миллион литров или 7 тысяч бочек или по ядерной классификации - 11 килотонн.
Итак мы имеем 7 тысяч бочек на входе, и 40 бочек в день на выходе. Правда многим скважинам необходим повторный и даже последующий ре-фракинг. То есть по минимуму 7 тысяч бочек, а по максимуму 20 тысяч бочек.
Становится интересно - скважина должна отрабатывать вложения энергии от шести месяцев до восемнадцати месяцев.
Но дальше становится еще интереснее. Дело в том, что сланцевую нефть считают бочками, а по энергетической ценности она отличается от нефти в худшую сторону. Одна бочка сланцевой нефти содержит примерно половину энергии содержащейся в бочке нефти. То есть наши сроки удваиваются - сланцевая скважина должна отрабатывать вложенную энергию от одного до трех лет!!!
Но дальше становиться не просто интересно, а жутковато. В проекте Лемех все было ясно - ядерные материалы берутся из министерства энергетики США. Третья причина, по которой был остановлен проект Лемех - нехватка ядерных материалов. Если за последние четыре года были пробурены более 100 тысяч сланцевых скважин, то для ядерного фракинга всех запасов плутония США хватило бы лишь на 50 тысяч скважин или лишь на два года “великой сланцевой революции!!! (запасы плутония в США pdf)
Теперь внимание, все мы были в цирке и видели фокусника вытягивающего кролика из шляпы, где кролика не было. Точно такой же фокус проделывают отцы “великой сланцевой революции”, они же руководители ЦРУ США. Если у фокусника в цирке спрашивают - откуда берется кролик, то у отцов “сланцевой революции” необходимо спросить - откуда берется дизель???
Дело в том, что хотя сланцевую нефть называют нефтью и считают как нефть, она не только содержит лишь половину энергии нефти, но и еще отличается по химическому составу. Просто говоря, сланцевая нефть практически не содержит дизель.
Глядя на цифры добычи сланцевой нефти в США (3,7 миллиона бочек в день), начинаешь осознавать, что потребность в дизеле должна быть примерно 2 миллиона бочек дизеля в день, и понимаешь, что такого не может быть.
Использование такого количества дизеля, вызвало бы дефицит на рынке дизеля в США и резкий рост цен на него. Этого не наблюдается…
Но зная, что отцы “сланцевой революции” являются по совместительству еще и директорами ЦРУ США, на ум напрашивается другой ответ. Дело в том, что в мире есть лишь одна страна, в которой из под земли идет чистый дизель (в этой фразе есть небольшое, повторим небольшое преувеличение). Эта страна называется Ливия. Традиционно, Ливия поставляла свою нефть на итальянские нефтеперегонные заводы. В 2011-м Ливии произошла “революция” (“революция” от слова сланцевая). После чего Ливия перестала поставлять нефть в Италию. Из разговоров с ливийцами, свидетелями событий, ясно лишь одно, никто не понимает, что же там произошло. Был бесплатный бензин и дизель на заправках, бесплатное здравоохранение и лекарства. Все исчезло и никто из живущих в стране не понимает, что же на самом деле произошло.

Читатели имеют право на свое мнение, но в свете вышеизложенных фактов, сланец является еще одним тупиком.

P.S.
В течении месяца доступ автора в интернет полностью гасили очень профессиональные хакеры.
Один из адресов - американская военная база в Германии!!!